Ученик Сеговии – Джон Вильямс – считает своего учителя слишком авторитарным
    ГлавнаяБлог ›  Ученик Сеговии - Джон Вильямс - считает своего учителя слишком авторитарным › 

Вильямс-Сеговия
 

Общепринято, что Джон Вильямс (John Williams) является признанным авторитетом среди классических гитаристов современности. Как известно, некоторое время Вильямс являлся учеником Сеговии. И вот в своей новой биографии Джон Вильямс высказался неодобрительно о некоторых методах обучения у Андреса Сеговии (Andrés Segovia Torres).


В наше время авторитет Андреса Сеговии, испанского гитариста, действительно все чаще подвергается сомнению. Хотя справедливо можно утверждать, что в начале XX века именно Сеговия сделал революцию в игре на классической гитаре и способствовал ее дальнейшему расцвету.  В то время Андрес был единственным гитаристом, утвердившим гитару, как академический инструмент. Также решающим было его сотрудничество с композиторами того времени, которые вследствие знакомства с исполнителем начали писать академические пьесы для гитары. Кроме концертной деятельности гитарист также много времени уделял и преподаванию. Кроме Джона Вильямса, его учениками также являлись Джулиан Брим, Алирио Диас, Кристофер Паркенинг. 


На сегодняшний день Джон Вильямс, австралиец по происходждению, живет в Великобритании. Он учился у Сеговии в 1950-х. В этом месяце анонсирована его автобиографическая книга, которая выйдет под названием «Жизнь и музыка Джона Вильямса». Сам гитарист долго отказывался от публикации этих нюансов в его биографии, и теперь, когда все-таки история его обучения приобрела известность, гитарная общественность поражена открывшимися фактами. Итак, как утверждает Вильямс, его учитель авторитарно отрицал любую музыку, которая не была сугубо классической. Кроме того, он скептически отзывался об тех учениках и их манере исполнения, которые осмеливались играть любой другой репертуар, кроме выбранного непосредственно Сеговией. Вместе с тем, Джон расценивает Сеговию как важнейшую личность в развитии гитары.
 

Как вспоминает Джон, метод Сеговии был авторитарен и не признавал ни малейших собственных трактовок ученика. Пьеса должна была играться именно так, и не иначе. Это создавало негативный фон в обучении и не способствовало развитию каждого студента, как самобытного музыканта. Сеговия считал, что только его версия аппликатуры или транскрипции или фразировки имеет право на жизнь. 
 

В 1977 году, когда Вильямс исполнил известную пьесу «Cavatina» Стенли Маерса,  эта мелодия завоевала всемирную популярность, прозвучав в фильме «The Deer Hunter», который получил Оскар. Сеговия, услышав ее, был под впечатлением от столь красивой мелодии. В диалоге с Джоном, Андрес  начал хвалить эту музыку и поинтересовался композитором. Но как только он услышал ответ, что композитор современный, то есть не является классическим, он тут же поменял свое мнение о произведении. «Это иллюстрирует музыкальный консерватизм и снобизм Сеговии» - добавляет Вильямс. Такое же отношение у Андреса было также к американской музыке, особенно к явно популярным и современным мелодиям. И такая же участь была отведена венесуэльскому гитаристу Антонио Лауро и парагвайцу Августину Барриосу.  
 

В противовес такой точке зрения высказался гитарист Грэм Уэйд  (Graham Wade), автор книги о Сеговии. Как доказательство, он приводит тот факт, что все ученики Сеговии, которые были упомянуты выше, имеют разную манеру игры и характер исполнения той или иной музыки.  Вместе с тем, Грэм признает, что Вильямс, как достойный преемник, является одним из самых техничных и всемирно знаменитых учеников Сеговии.
 
Компания EMI Classics, которая в свое время издала все записи Сеговии, от комментариев воздержалась.
 
 
   
   
   
 
@Виктория Куликовская
 
Статья подготовлена по материалам сайта www.theguardian.com